Фрагмент для ознакомления
2
Первые знания о профессиях дети получают через наблюдение за профессиональной деятельностью и профессиональный опыт в школе и в семье. Эти же социальные институты оказывают сильное влияние на выбор профессии.
Во многом дети руководствуются тем, как их воспринимают и что думают о них значимые взрослые.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения включает комплекс мероприятий, в который могут входить педагогическая диагностика развития, профориентационные игры, практические занятия, экскурсии, работа с источниками информации о мире профессий, а также о рынке труда и его развитии. перспективы.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения помогает школьникам осознанно и обоснованно выбирать будущую профессию с учетом интересов, склонностей, способностей личности и меняющихся потребностей рынка труда.
Актуальность исследования
Образовательные практики в рамках «Движения первых» оказывают положительное влияние на профессиональное самоопределение школьников.
Движение также использует практику наставничества, которая направлена на раскрытие и оценку личностного и профессионального потенциала школьников, повышение уровня мотивации и осознанности в плане личностного развития и освоения профессии.
Наставник из числа педагогов оказывает всестороннюю поддержку на пути личностного и профессионального развития, помогает найти индивидуальные жизненные цели и пути их достижения.
Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух смыслах.
С одной стороны, это деятельность человека, выбирающего профессию (оптант), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования (М.С. Ковалевич); процесс формирования личности в профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней (С.Н. Чистякова); процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый индивидом на основе анализа имеющихся у него данных и их соответствия требованиям профессии (А.М. Кухарчук).
С другой стороны, это педагогическая направленность на развитие обучающихся как субъектов труда и будущей профессиональной деятельности.
В этом смысле профессиональное самоопределение представляет собой систему совместных действий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по содействию учащимся в выборе сферы деятельности и профессии в соответствии с призванием личности и ее потребностями. общества квалифицированных кадров (Н.К. Степаненков).
Большинство педагогов считают, что процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии и профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всей жизни и профессиональной карьеры.
В этом аспекте профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования личности как субъекта труда и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии (по М.С. Ковалевичу).
Объект исследования- воспитательных практики «Движения первых»
Предмет исследования- влияние воспитательных практик на профессиональное самоопределение обучающихся в рамках «Движения первых»
Цель исследования- изучить особенности влияния воспитательных практик на профессиональное самоопределение обучающихся в рамках Движения первых»
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия "профессиональное самоопределение обучающихся".
- определить содержание и виды воспитательных практик в Движении первых
- изучить деятельность Клуба молодых предпринимателей "Действуй" как площадка для профессионального самоопределения обучающихся. Роль воспитательных практик.
- определить условия эффективности данной формы работы на профессиональное самоопределение обучающихся
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Сущность понятия "профессиональное самоопределение обучающихся"
Профориентационная работа является естественным продолжением всей воспитательной работы со школьниками и, в определенном смысле, ее логическим завершением.
В настоящее время система профессиональной ориентации включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное образование, включая профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию; предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей человека к определенной профессии; профессиональное консультирование, направленное прежде всего на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии профессиональными консультантами; профессиональный отбор (подбор) с целью отбора лиц, наиболее способных успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней профессиональные задачи; социальная и профессиональная адаптация; профессиональная подготовка, направленная на формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Значительные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения.
Сегодня у школ есть реальная возможность преобразовать свою образовательную систему, расширив возможности каждого ученика в выборе собственного жизненного и карьерного пути.
Подросток должен понимать, что сегодня добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, коммуникативные навыки, умение адаптироваться к изменяющимся условиям труда и выдерживать конкуренцию в условиях безработицы.
Проблема выбора пути встает перед человеком в тот момент, когда у него еще нет жизненного опыта, к тому же он находится под влиянием все возрастающего потока информации, сталкивается с динамичностью нашего времени, изменением общества, престиж многих профессий и колебания в оценке их значимости.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю. Поведенческие практики профессионального самоопределения в условиях неопределённости рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. №1. С. 68–87. 1
2.Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2016. - № 9.
3.Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2020. - № 1. с.233-236.
4.Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2020. 318 с.
5.Белоусова В.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. // Самоопределение обучающихсяи школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиям. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - М: 2017.
6 .Беляева Л.А. Построение "Я-Концепции" как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. // вестник Томского государственного педагогического университета. - 2020. - № 91. - с.75-80.
7.Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Эксмо, 2024. 512 с.. 1
8.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2021. 671 с.. 1
9.Громкова М.А. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М: ЮнитиДиана, 2023.
10.Сергеев И. С., Махотин Д. А., Пронькин В. Н., Родичев Н. Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2021. Т. 85. №7. С. 5–19. 1
11.Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. №1. С. 116–137. 1
12.Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестник Ассоциации «Развивающее обучение». 2017. №2. С. 48–65.
13.Хакимова, Нурия Профессиональное самоопределение личности / Нурия Хакимова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 184 c.
14.Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. Гриф МО РФ: моногр. / С.Н. Чистякова. - М.: Академия (Academia), 2021. - 544 c.
15.Швалева, Н.М. Коммуникативная среда в вузе как условие успешного профессионального и личностного самоопределения школьника: моногр. / Н.М. Швалева. - М.: Илекса, 2016. - 127 c.